Автор: R@vik Bodmer | Октябрь 27, 2010

7/200 — Сергей Михайлович Проскудин-Горский — Качество National Geographic в 1900х годах!

«Глубокоуважаемый Лев Николаевич [Толстой],

В настоящее время мне удалось после многих лет работы достичь превосходной передачи изображений в истинных цветах. Теперь, когда процесс фотографирования по моему способу и намоих пластинах требует от 1-3 секунд, я позволю себе просить Вас разрешить мне приехать на 1 или 2 дня (имея в виду со-стояние Вашего здоровья и погоду), дабы сделать несколько снимков в красках с Вас и Вашей супруги…

Мне думается, что, воспроизведя Вас в истинных цветах в окружающей обстановке, я окажу услугу всему миру. Эти изображения вечны – не изменяются. Достичь таких результатов никакая передача красками не может.»

письмо Сергея Михайловича Проскурина-Горского, датированное 1908 годом.

Съемка была сделана лишь один раз. Портрет был впервые опубликован в августе 1908 в одном из научно-технических журналов того времени. В статье отмечалось, что это «новейший портрет, составляющий последнее слово фотографической техники, — портрет с натуры в натуральных красках, исполненный лишь техническими приемами, без всякого участия кисти или резца художника, портрет тем более соответствующий торжественному дню, что он составляет торжество русской техники». Портрет был издан огромным  тиражом в виде цветных открыток и настенных картин.

Лев Николаевич Толстой (Фотограф: Проскудин-Горский, 1908 год)

Могли бы Вы себе когда-либо представить, что почти век назад, нашелся бы человек способный сделать фотографии сравнимые по качеству с теми шедеврами, которые мы видим на облошках National Geographic?? А он нашелся.. Русский ученый фотограф, прародитель цветной фотографии, а так же русского кинематографа — Сергей Михайлович Проскудин Горский.

Амир Хан, Проскудин-Горский

Сергей Михайлович родился в Муроме 31 августа 1861 года. Согласно семейным легендам учился в Александровском лицее  (бывшем Царскосельском лицее). Закончил Технологический институт в Санкт-Питербурге, где посещал лекции Менделеева.  В 80-90х годах уезжает в Берлин, а затем в Париж, где продолжает изучение избранных предметов в частности химиии. Кроме физико-технологического образования, Сергей Михайлович изучает живопись в Императорской Академии художеств. Думаю уже в то время  наметился главный интерес всей его жизни — фотография.

Монастырская лодка, Сергей Михайлович Проскудин-Горский

В Берлине где-то в начале 90х Прокудин-Горский встречается с немецким ученым, одним из пионеров цветной фотографии Адольфом Мите. В его лаборатории и начались первые исследования будущего мастера русской цветной фотографии. И уже в 1901 году в Петербурге на Б.Подъяческой 22 открывается «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С.М.Прокудина-Горского, где ученый создаст свои самые важные изобретения. Спустя год в 1902-м им было сделано первое сообщение об изобретении способа изготовления цветных диапозитивов. Новый метод и снимки полученные с его помощью поражали верностью передачи ярких красок природы, и вызывали единогласное одобрение профессионалов того времени.

Дрезина, Сергей Михайлович Проскудин-Горский

 

На самом деле первая в истории достоверная цветная фотография была получена Джеймсом Максвеллом в 1861 году, когда он работал над изучением смешения цветов в оптике. Эта фотография вошла в историю как «Ленточка из Шотландки» («Тарта́новая ле́нта»англ. The Tartan Ribbon). Однако первый серьезные исследования направленные именно на цветную фотографию стали проводиться значительно позже, и пионером в России стал именно Сергей Михайлович Проскудин-Горский.

Элементы собора в Милане, Сергей Михайлович Проскудин-ГорскийПроцесс получения цветного изображения по методу Адольфа Мите, усовершенствованному Проскудиным-Горским, был чрезвычайно трудоемким: с одной точки снимали через три различных фильтра три негатива. Их проявляли и фиксировали, а затем кон-тактным способом, используя красящие пигмен-ты, получали три окрашенных в основные цвета позитива. Для того чтобы иметь изображение внатуральных цветах, позитивы нужно было со-вместить. Такого совмещения научились добиваться проецируя позитивы одновременнона экран. Это был очень дорогостоящий процесс, но единственный практически применимый в  то время.

Цветную съемку мастер называл процессом «деликатнейшим»: «Если с одной стороны, благодаря всему описанному, работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, зна-ния, опыта и часто больших усилий. […] Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяс-нить, не окажется ли необходимым повторить съем-ку при другом освещении прежде, чем уехать в сле-дующий намеченный пункт. Затем с негативов тамже в пути делались копии и вносились в альбомы.

Собор в Милане, Сергей Михайлович Проскудин-Горский

С 1906 г. Прокудин-Горский ста-новится редактором-издателем лучшего в Россиипериодического издания по светописи «Фотографа-Любителя». Лучшей демонстрацией достижений в области цветной фотографии были полиграфические отпечатки цветных снимков, помещаемые в каждом номере «Фотографа-Любителя» и издаваемые в качестве открыток. Бывая за границей, Прокудин-Горский имел возможность сравнитьотечественную цветную фотографию и полигра-фию с зарубежной и с гордостью писал: «… мы вРоссии не стоим на месте, а идем вперед довольно крупными шагами… Побывав в Берлине,Лондоне, Париже, Вене, Милане и поприглядевшись внимательно к иностранным работам в красках, работам, которые вообще-то появилисьв публике сравнительно недавно, могу сказать,что у нас это дело стоит нисколько не ниже, а поправдивости передачи во многих случаях и выше. Если принять во внимание, что цветное типографское воспроизведение начало развиваться в России каких-нибудь 4-5 лет, то, безусловно,следует признать огромный успех».

Мельницы, Сергей Михайлович Проскудин-Горский

Вскоре у Проскудина-Горского появляется идея совершенно грандиозного масштаба — запечатлеть в цвете всю Российскую Империю! Его приглашают на прием к Государю Николаю II; приглашают сам великий князь Михаил Александрович, а так же Императрица Мария Федорова. Государь желает ознакомиться с работами фото-художника, а так же со способом получения цветных изображений с натуры. «Я изложил ему свои взглядына различные применения, которыемоя работа могла иметь, и прибавил: «Вашему Величеству было бы, быть может, также интересно видеть время от времени истинную Россиюи ее древние памятники, а равно и красоты разнообразной природы на-шей великой Родины. Государь отнесся с большим одобрением к моим словам…»

 

Монастырь Ниппова-Пустышь на озере Селигер, Сергей Михайлович Проскудин-Горский

Монастырь Ниппова-Пустышь на озере Селигер

Теперь у фотохудожника появилась реальная возможность осуществить свой грандиозный замысел: «Запечатлеть все достопримечательности нашего обширного отечества в натуральных цветах». Этому отныне отдаются мастерство, энергия, деньги. По высочайшему повелению мастеру был предоставлен специально оборудованный пульмановский вагон, для работы на водных путях Министерство выделяло пароход с полным набором команды, маленький пароход, способный идти по мелководью, адля р. Чусовой – моторную лодку. Для съемок Урала и Уральского горного хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль Форда, пригодный для трудных дорог. Выданные царской канцелярией документы обеспечивали мастеру доступ во все места Россий-ской Империи, а местная администрация должна была оказывать ему всяческое содействие в успешном проведении съемок.

 

Карта съёмок С. М. Прокудина-Горского (1904—1916 гг.).

Карта съёмок С. М. Прокудина-Горского (1904—1916 гг.).

 

В плане художника было отснять около 10000 фотографий. Однако очень скоро стало ясно, что этот план возможно неосуществим. Причиной этому — нехватка денег. Фотограф поизводил съемку исключительно на свои деньги, которые очень скоро стали истощаться. Государство предоставляло лишь транспортную помощь. На вопрос почему бы правительству не профинансировать съемку Проскудин-Горский сам же дает ответ: «Государь ничего не сказал, потому чтоя ни о чем не просил. Министр ничего не говорил,потому что на это не было высочайшего повеления, а я считал, что предоставленные мне возможности в достаточной степени двигают меня по пути достижения моей задачи, а отчасти и даже опасался испортить дело»

 

Старинное Евангелие. Рукопись. - Сергей Михайлович Проскудин-Горский

Старинное Евангелие. Рукопись.

Вскоре началась Первая Мировая война. Сергею Михайловичу пришлось практически полностью отказаться от съемок коллекции иработать для военных надобностей: заняться цензу-рой прибывающих из-за границы кинематографиче-ских лент, анализом фото препаратов, обучениемсъемкам с аэропланов и т.д. А после войны пришла революция. Уже в 1918 году фотограф покидает Россию. По счастью ему удалось выбить разрешение на вывоз большей части снимков «Коллекции достопримечательностей Российской Империи». Через Финляндию и Норвегию Прокудин-Горский попадает в Англию, где продолжает своиэксперименты по созданию цветной пленки для кинематографических съемок. А после в Париж, где организовывает своё фотоателье «Ёлка», а так же занимается просвятительской деятельностью.

 

Страница 12 из Альбома Сергея Михайловича Прокудина-Горского

Страница 12 из Альбома Сергея Михайловича Прокудина-Горского

Скончался С.М. Прокудин-Горский вскоре после освобождения Парижа от немецкой оккупации 27го сентября 1944 года в «Русском Доме» и похоронен на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа. Долгое время около 2500 снимков из коллекции фотохудожника пролежало в подвале его дома в Париже.. Часть была безнадежно испорчена.. Однако в 1948 году родственники мастера продали коллекцию Библиотеке Конгресса США. Над фотографиями многие годы проводились работы по реставрации и оцифровке. И на данный момент все фотографии выложены в свободном доступе на сайте Библиотеки Конгресса США в высоком разрешении.

В заключении скажу, что когда я увидел несколько фотографий Проскудина-Горского, я просто не поверил своим глазам. Я сказал: нет, невероятно, что эти фотографии были сделаны 100 лет назад! Настолько впечатляющее качество у этих снимков. Настолько впечатляющее, что они были напечатаны в одном из номеров National Geographic.  Россия позапрошлой эпохи — 100 лет назад в цвете..

 

По материалом биографической статьи Светланы Гараниой «Сергей Михайлович Прокудин-Горский«

Реклама

Responses

  1. Очень интересный пост. Больше таких надо!


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Рубрики

%d такие блоггеры, как: