Автор: R@vik Bodmer | Ноябрь 17, 2009

2/200 — Джонас Бендиксен

«Я люблю работать с историями, которые остаются в стороне от повседневной гонки газетных заголовков – «фотосиротами». Часто, самые значимые и убедительные снимки остаются незамеченными, воплощая собой истории летающие ниже радаров прессы.»

 

Джонас Бендиксен – сравнительно молодой, талантливый фотограф из Норвегии. В его портфолио два концептуальных проекта и тысячи «свободных» фотографий, о которых сегодня  расскажу.  Я свое знакомство с Джонасом Бендиксеном начал с вот этого головокружительного снимка:

Этот снимок сделан на Алтае (Россия) и представляет собой часть большой работы фотохудожника «Satellites» — спутники, о котором чуть позже. Двое сборщиков металлолома разрезают упавшую на Землю отработавшую ступень советской космической ракеты «Союз». Эти белые снежинки на переднем плане – тысячи маленьких желтых бабочек порхающих вокруг. Я смотрю на эту фотографию и поражаюсь, ну как можно было собрать столько потрясающих редких и исключительных вещей в одном кадре!

Еще в школе в 15 лет Джонас заинтересовался фотографией. Соорудил небольшую фотолабораторию в ванной комнате родителей и стал снимать. Это было лишь увлечением, но когда пришло время покинуть школу и сделать шаг во взрослую жизнь, встал вопрос: что делать дальше: превратить увлечение фотографией в профессию или заняться чем-либо еще?

Джонас выбрал фотографию. Перебрался из родной Норвегии в Английский Бристоль — поступил на курс фотожурналистики. Закончил его за год, и по счастливой случайности нашел себе стажировку в офисе известного фото-агенства Магнум. Как рассказывал сам Джонас, в основном его работа заключалась в том, чтобы убирать офисы, приносить  фотографам кофе и негативы из лаборатории. Он говорил: «Нет ничего плохого в том, чтобы выполнять работу такого рода. Напротив это дало мне возможность наблюдать за рабой профессионалов и учиться, быть частью всего этого потрясающего коллектива. Кроме того я мог показывать им свои снимки, получить совет и критику от лучших мастеров фотографии. Что может быть ценнее?»

Окончив стажировку, Джонас взялся за первый собственный фото-проект. Купил билет на дешевый пароход, и отправился в холодную Россию, во Владивосток. Уже тогда у художника сформировалось желание фотографировать то, что «остается за кадром, объективов современной журналистики». Его интересовала жизнь, жизнь людей из отдаленных регионов, изолированных от внешнего мира, которых мало касаются проблемы, выходящие за рамки их маленького сообщества. В этом и была суть проекта, запечатлеть жизнь «изолированных сообществ», «маленьких людей».

Фотография – это прежде всего идея, история.. Хорошие фотографии не у того, кто мастерски делает снимки, а у того, кому есть что сказать. Джонас хотел выбраться за рамки, диктуемые миром журналистики и бизнеса. И выбрался.

Он приехал в Россию во времена перемен. Только что перестала существовать огромная сверхдержава. Вдруг разом, в один момент для жителей СССР мир рухнул, старые порядки разом перестали существовать, нужно было перестраивать свою жизнь, для многих – начинать все заново. Все эти события, эмоции и чувства остались запечатлены в работах Бендиксена.

Джонас осуществил свою давнюю мечту: он трудился над проектом, который сам называл «анклавы расцветающие на трещинах Советского Союза». Он был в местах, которых больше не существовало в том виде, какими они были десятки лет назад, а люди боролись за то чтобы определить, кто они есть.. и как жить дальше..

Из Владивостока Джонас Бендиксен отправился в Биробиджан. В свое время тысячи евреев со всего мира хлынули в центр Еврейской Автономной Области —  Биробиджан. Возникший на 20 лет раньше Израиля, он стал первым в современной истории местом, которое евреи могли назвать домом.

«В то время когда  я был в Биробиджане, еврейское население почти полностью покинуло область.. Я стал свидетелем последней главы в истории евреев Биробиджана». Потом фотографа депортировали и следующие 5 лет он провел путешествуя по странам бывшего Советского Союза.

Джонас отправляется в Абхазию. Абхазия отделилась от Грузии, после того как Грузия отделилась от Советского Союза. Однако никто не признал статуса республики, кроме России. «Непросто жить в стране, когда никто во всем мире не признает, что ты существуешь».

Из Абхазии фотограф направился в Ферганскую долину – небольшую область в Средней Азии, зажатую между тремя странами. В этой долине почти нет никого, кто бы не принимал наркотики, — через эту долину проходит один из крупнейших в Средней Азии путей наркотрафика.

Казахстан – место где находят себе последнее пристанище космические корабли. Отработавшие ступени ракет запущенных с Российского космодрома «Байконур» разбиваются здесь, порою 4-5 раз в месяц. Иногда из обломков выползает космонавт, тогда появляются военные и забирают его. Остаются только обломки, обломки ракет..

«Мы однажды ехали с двумя парнями, — они обещали мне показать падающую ракету. Метал остатков ракеты – способ для них выручить немного денег, поэтому они  всегда знают, когда упадет следующий останок ракеты.

Мы ехали и вдруг я увидел, что идет снег. Но это был кажется Май или Август.. Вдруг мы осознали, что это не снег, а бабочки.. Миллионы маленьких белых бабочек порхающих вокруг»

Многолетний труд в странах постсоветского пространства вырос в книгу «Satellites». Просто фантастический ролик с комментариями фотографа вы найдете, кликнув на картинке высше (английский язык). «Эта книга научила меня всему, что я знаю о фотографии. Я учился и рос как фотограф работая над ней.», — говорит Джонас.

…………………………….

С 2005 года Джонас Бендиксен работает над другим своим масштабным проетом «The Places We Live”, часть этого проекта доступна в интернете в виде флеш-сайта-выставки, который посетить рекомендую всем (англ) www.theplaceswelive.com.

«В 2008 году количество людей проживающих в крупных городах, и в деревне – примерно сравняется. В то же время количество людей проживающих в трущобах крупных городов приближается к 1 миллиарду». Джонас Бендиксен  посетил  четыре города, с самыми жуткими трущобами мира: Найроби, Кения; Мумбаи, Индия; Джакарта, Индонезия и Каракас, Венесуэла.


В своих фотографиях он не стрался запечатлеть весь ужас жизни в трущобах, а наоборот, он хотел показать, что так живут такие же люди как и мы с вами, точно так же радуются, смеются,  огорчаются, влюбляются, заводят семью, детей.. И хотя их жизнь в  тысячи раз сложнее, хотя у них нету почты, телефона, порою даже чистой воды, эти люди сохраняют оптимизм, верят в жизнь, мечтают и по-своему счастливы.

Проект “The Places We Live” – это наше окно в домашний быт этих людей. Каждое окно —  трехмерная панорамная фотография дома и небольшая история  его хозяина. Эти истории, рассказанные ими, — простые и ненавязчивые, немного печальные, но полны стремлением к жизни, надеждами и мечтами.

Так вышло, что для нас с вами, людьми ХХI века, имеющих доступ в интернет, живущих в шикарных аппартаметах, разъзжающих по курортам Турции и Египта, просиживающих задницы за компьютерами в уютных теплых офисах.. Для нас с вами эта жизнь бесконечно далека.. Мы привыкли даже не задумываться о том, что где-то там на другом континенте есть люди, которые живут в грязи и смраде, которых приходиться каждый день бороться за то, чтобы просто выжить. Мы выбрасываем тонны еды, недовольны чипсами на ужин в самолете компании United Airlines, кривим носом и отворачиваемся при виде оборванцев стреляющих у вас монетку.. Нам даже  в голову не может прийти как же нам все-таки повезло.

Люди, там, в трущобах… Хотя и привыкли спать под звуки выстрелов за окном.. Хотя и ютятся в тесных коробках, в которых порою не встанешь в полный рост.. Хотя живут иногда и по колено в воде, под мостом, в картонной коробке.. не теряют веры, умеют радоваться, и определенно заслуживают  лучшей жизни. Как говорит один из обитателей трущоб: «Если расскажем кому-нибудь о том как мы живем, разве кто-нибудь нам поверит?»

Реклама

Responses

  1. Великолепная статья! Я просто поражён! Только вот небольшая Грамматическая ошибка в названни страны Венесуэла.


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Рубрики

%d такие блоггеры, как: